Опыт Юнга. Там где наука сходится с религией

Физики установили, что наш мир состоит из квантов. Возникает вопрос, как набор мельтешащих частиц превращается в дома, деревья и другие привычные образы?

Открытия последнего времени говорят, что самое главное во Вселенной - это акт наблюдения. Нечто становится предметом, только тогда, когда кто-то на него смотрит. Некоторые ученые приходят к выводу: если отвернуться спиной к непроходимой тайге, то вместо сосен и елей там будут хаотично движущиеся квантовые частицы. Это смелое утверждение отражено в некоторых религиях. Например, в понимании буддистов есть огромная разница между реальным миром и тем, как его видит человек.

Есть известное высказывание, которое приписывают Будде: «Все что мы есть – это результат наших мыслей. Ум – это все». И спустя 2500 лет квантовая физика нашла этому подтверждение. Известный ученый Томас Юнг в 1803 году провел знаменитый эксперимент, который впоследствии стал известен как опыт Юнга. Световые частицы пропускались через две вертикальные щели. Напротив стоял чувствительный экран, фиксирующий отпечаток попадающих на него частиц. Картина, получаемая на экране получилась такой же, как если бы через щели проходили волны. Этот эксперимент показал, что фотоны света, до сих пор считавшиеся частицами, имеют волновую природу. Но самое удивительное выяснилось позже, когда рядом с щелями было установлено наблюдающее устройство. Задачей устройства было зафиксировать момент пролета частиц через щель. После его установки картина на экране изменилась: вместо отпечатка следов пересекающихся волн, ученый увидел две четкие вертикальные полосы. Это говорило о том, что через щели пролетают не волны, а обыкновенные частицы. Ситуация выглядела так, как будто наблюдатель превратил неопределенные волны в физические частицы.
В XX веке этот эксперимент повторили с одной единственной частицей. И увидели точно такую же картину. Даже одна частица давала волновой отпечаток на фиксирующем экране до тех пор, пока в дело не вмешивался наблюдатель.
Это явление получило название корпускулярно-волнового дуализма. Можно сказать, что фотон - это не настоящая частица, а лишь ее вероятность. До тех пор, пока на нее не смотрит наблюдатель, она может находится одновременно в нескольких местах и состояниях, о чем говорит волновой отпечаток на экране. Но, как только мы начинаем на нее смотреть, она "определяется", в каком месте времени и пространства находиться.
Для того чтобы лучше понять этот эффект, представьте себе воланчик для игры в бадминтон. Он летит от одной ракетки к другой, и вы не знаете, где он находится в данный момент. У него появляются координаты в пространстве только после того, как наш ум его определит. Но только в отличие от настоящего воланчика, который все равно куда-нибудь прилетит даже если мы не будем на него смотреть, фотон прилетит одновременно в несколько мест. Потому что до тех пор, пока мы на него не посмотрели, он может оказаться в любой из точек прилета. Таким образом, без человеческого разума реальность существует лишь как бесконечный набор вариантов.
Современная наука согласилась с тем, о чем мистики говорят уже тысячи лет: реальность – это проекция ума. И то, какую из возможных реальностей мы увидим, зависит от нас.

Комментариев еще нет.